monotone-marble

Автор Тема: Сплав по р. Синяя. Отчет  (Прочитано 13246 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Breeze

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 116
Сплав по р. Синяя. Отчет
« : 27.09.2010, 20:36:17 »
СИНЯЯ, река в Якутии, левый приток Лены в среднем течении. 597 км., пл. басс. 30,9 тыс. кв. км.. Проложила свое русло на поверхности Приленского плато с северо-запада на юго-восток. Имеет более тысячи притоков. Название от древнеэвенкийского «Шыня», что означает «рыбная». Известна уникальными памятниками природы – каменными столбами «Синскими». Заповедник. Протяженность туристического маршрута около 160 км., категория сложности – вторая.

    Путешествие наше началось в пятницу 16 июля. Такси-«таблетка», собрав в полдень в Якутске нашу группу в составе 7 человек, за 4 часа доехала до Бердигестяха (включая время обеда в кафе на трассе в с.Магарас). 
      Как известно, путь к началу сплава по реке Синяя в основном лежит через сплав-прохождение реки Матта (приток Синей), мелкую, труднопроходимую из-за бесконечных завалов, местами пересыхающую. И для более-менее благополучного ее прохождения, туристам надо подгадать уровень воды и потратить на ее прохождение три дня. Кто-то написал в городском форуме, что стоит преодолеть Матту, чтобы повидать Синюю. Сейчас же идти по Матте было вовсе невозможно, задачей стало миновать ее. Поэтому от Бердигестяха на этом же такси еще около 40 минут ехали до Мытаахского наслега. Там мы и другие, уже ожидавшие нас группы, разместились по 10-15 человек с туристическим бутором и провизией на два трактора с прицепами-  «Беларусь» и «ДТ»(гусеничный) и тронулись в путь по густому лиственничному лесу к р. Синяя. Нас предупредили, что путь около 65 км. может занять 8-12 часов, в зависимости от состояния так называемой «дороги». Тайга к нам благоволила, и мы доехали за 8 часов.

     В дороге пели песни, кто что помнит, кто пел, кто подпевал, кто слушал (а куда ему было деваться!) и ехали весело, в хорошем настроении. Видели скинутые на дерево огромные рога сохатого, плантации еще не спелой голубики. У тракториста в кабине за спиной была бензопила, и если встречались непроходимые преграды из упавших деревьев и пней, он ей лихо орудовал, иногда даже не выходя их кабины. «Беларусь» шел впереди нас.
Пару раз у него не хватало сил вытащить свой прицеп из грязи, тогда наш малыш «ДТ» отцеплял нас и шел на помощь. Перед самой Синей «Беларусь» и сам урюхался в яму,
- ДТшка, объехав по болоту, быстро его вытащил. На все эти заминки уходило не более 10-15 минут. К концу таежного пути наши лица вызывали смех друг у друга: от копоти трактора все были чумазые, как трубочисты или спецназ в джунглях. Но к  4 часам утра – здравствуй Синяя!
    Немедля подготовив плавсредства, группы разбрелись по берегам «доночевывать». Стал накрапывать дождик, потом усилился и  шел еще в следующую ночь. Китайские палатки промокли по швам насквозь. Повезло тому, кто запасся большим куском полиэтилена. Комары атаковали.
   
        После первой нашей «утренней» ночевки, из леса донесся шум мотора. Стоим,  ожидаем в недоумении – кто же появится в такой глуши? Выезжает «Трэкол», изготовленный на базе УАЗ. 
Подъехал к воде, подкачал огромные колеса, и наши ребята помогли с помощью длинной веревки перетащить его на другой берег.
    Первые дни сплава шли по расписанию: 8 часов – подъем, в 10 часов – сплав.
Т.к. мы высадились на Синей на несколько километров выше от начала обычного турмаршрута (места впадения Матты), мы видели Синские Щеки – большие песчаные холмы.
     
Посетили первую на пути Андреевскую писаницу -наскальные рисунки, датированные II – I  тысячелетиями до н.э.: фигурки, птицы, какие-то черточки, напоминающие следы ладони, выполненные разной по цвету охрой.
Смотришь и не знаешь, верить или нет, что прикасаешься к рукотворению тысячелетней древности.

    Шли мы на четырех двухместных лодках: трех резиновых «Уфимках» и одной ПВХ «Фрегат» с высокими бортами. Еще две маленькие лодки были грузовыми. По достоинству оценили скороходность и маневренность «Фрегата», кроме того, за неделю нам ни разу не пришлось подкачивать эту лодку или приспускать при высокой температуре воздуха. Ежедневно преодолевали по 25-30 км. (у нас был GPS), плыли со средней скоростью 4 км./ч. Катамараны других групп, где по два-четыре гребца, конечно, идут быстрее, и все они ушли далеко вперед. Скорость течения -  2 км./ч. Река неспеша и бережно несла наши лодки, и даже самый ленивый турист мог бы сплавиться по маршруту дней за десять, беззаботно разлегшись в лодке, любуясь красотами реки, взбадриваясь только на перекатах и останавливаясь только на ночлег. Всего преодолели 25-30 порогов и перекатов, не сложных, но все же требующих к себе уважения. Здесь зафиксировали максимальную скорость – 18 км/ч. На одном из перекатов одна из лодок накренилась и мы потеряли подставку для костра, радио, еще что-то, и чуть не потеряли половину провизии. Спасая ее, намочили фотоаппарат, который, к счастью, позже был реанимирован. На другом перекате сломали весло об затаившийся под водой огромный камень. Потом утопили спиннинг. Еще позже об торчащее с берега дерево вырвали на лодке крепление для бортовой веревки (т.к. в ответственный момент гребущему очень захотелось успеть сфотографировать красивый пейзаж). Был перекат, где волны достигали высоты метра. Как позже узнали, следующая впереди нас группа туристов на перекате проткнула катамаран.
Кстати, о радио. Китайский радиоприемник прекрасно ловил китайскую волну, с большими помехами ловил «Радио России» и только. Сотовая связь, конечно же, отсутствовала.
 
    Третью ночь нашего путешествия мы провели на берегу под пологом огромного песчаного пирога, где с противоположной стороны к Синей примыкает река Тас-Ханда.

    После двух дней сплава,  комаров и дождя, небо расчистилось, солнышко припекало, песчаные пляжи сменились на каменистые, куда-то совсем исчезли комары, а Синяя начала серпантином петлять между величественными грядами известковых скал останцев.


Невозможно описать словами красоту и живописность то елово-лиственничных, то сосновых, то березовых Синских берегов; грандиозность и великолепие каменных изваяний природы - Синских столбов, которые на всем протяжении маршрута представляли собой средневековые дворцы, башни, арки, каменные коридоры, головы драконов, лица и фигуры людей и диковинных животных, - все это надо увидеть.



Когда эта панорама впервые открылась нашим взорам, мы замолчали, - как будто своим голосом боялись побеспокоить эту сказочную красоту и величие, и от восхищения не было слов.





Кто-то сказал, что знаменитые Ленские Столбы – это бледная копия Синских, и он был прав.
    Вода в реке, вопреки справочным данным, была удивительно теплая и мы купались с большим удовольствием. В пути утоляли жажду, кружками черпая воду прямо из реки.


    На остановках видели следы лесных обитателей: лося, изюбров, кабарги, волков и даже следы самого хозяина тайги. Но кроме лошадей и любопытной белки зверья не встретили.


Вечерами, разговоры у костра возвращали нас к рассказам о медведях, волках, о духах леса, и от впечатлений иногда невольно прислушивались к темному лесу, откуда, бывало, доносился тяжелый хруст веток и шум.

Но на свой сон никто никогда не жаловался, спали очень крепко.
   
    Около впадения в Синюю реки Кыра-Тас посетили место, где должна быть сине-зеленая наледь, достигающая толщины 3-4 метра – еще одна из достопримечательностей Синей. Но как мы и предполагали, в июльскую жару наледь растаяла и ушла водами в протекавшую рядом речушку Муус-Ханда. Набрали в дорогу ледяной кристально чистой воды.

   Остановились у реки Начабыл, - кто готовил обед, кто рыбачил, кто собирал красную смородину, а кто забрался на высоченную скалу, чтобы сделать с высоты свой лучший фотоснимок.

    Заглянули в один из домиков охотника.  Несли туда банку сгущенки и спички. Впечатление удручающее: вся изба завалена бутылкам, банками и прочим мусором. Оказывается, даже здесь бывают… как бы помягче их назвать? - невежи, которые не чтут неписанных законов тайги и не понимают, что этот маленький приют в глухой тайге, заботливо давно кем-то выстроенный, может оказаться человеку жизненно необходимым. Отмечу, что все береговые стоянки туристов были чистыми, наверно все, как и мы, собирали за собой мусор в отдельный мешок и увозили; остатки продуктов сжигали, дабы не повадить ходить на стоянки туристов дикого зверя.
    Следующая наша стоянка с ночлегом была у подножья самых высоких Синских скал, достигающих, судя по карте, высоты 322 метра (N 61° 25.732`; E 126° 32.867`). И мы подумали, что именно эти скалы называют «поющими», - в воздухе носился как будто хор сверчков.

     Днем подошли к скале, на которой должна быть вторая писаница - Амма-Чыгын. Сошли на берег и, следуя по координатам GPS метр в метр, мы без труда нашли ее. Эта писаница более поздняя Андреевской и представляет собой рисунки в виде рыб, вертикальных линий, личин, оформленных темно-красной охрой.
     
     Река непрерывно петляла, часто меняя направление на противоположное, создавая при этом незабываемые впечатления от неожиданно меняющейся окраски и форм  скальных гор.


   Пройдя более середины маршрута мы решили, что неплохо бы сделать «дневку». Вечером подобрали для лагеря подходящее место, красивое, с хорошим берегом, в тени скалы от утреннего солнца, (т.к. лучи его едва касались палаток, внутри становилось невыносимо душно). Место это без названия на карте, и мы его условно назвали «Город Ласточек» (N 61° 19.087`; E 126° 50.556`).

Здесь, на противоположном от нас берегу сплошная огромная скала сверху вся испещрена норками-гнездами птиц, наверно ласточек или стрижей. Казалось, их там десятки тысяч. Несколько раз, и даже ночью, птицы как-то странно одновременно вздымались, собираясь в большую плотную тучу, поднимая шум голосами и учащенными взмахами крыльев; и с огромной скоростью эта туча бешено кружила над рекой около своей скалы. Потом мы заметили, что это происходило, когда напротив, - со стороны леса (с нашей стороны) появлялся хотя бы один хищник, как, например, сокол. Казалось, такую силу невозможно было бы «пробить» не только соколу, но даже пушкой. Это действительно был город птиц, со своими часовыми, сторожевыми, своими законами.
       Вода была чистая, мы опять с наслаждением купались, как дети барахтались в воде и получали «рыбомассаж»: ложились в воду около берега, и тут же стаи рыбок, величиной чуть меньше ладони, активно начинали пощипывать и щекотать. Переплывали к подножию скалы-города, хотели найти камни с вкрапленными кристаллами на память,

но это удалось не всем, - со скалы периодически сыпались камни, небольшие, но, как говорится, если прилетит –мало не покажется, да и неизвестно, какой по размеру камень прилетит следующим, и мы решили не рисковать и быстро ретировались на свой берег.
                   
      Хотя все мы были снаряжены рыболовными снастями, рыбалки, как таковой, не состоялось, потому, как основная цель половины участников нашей команды была не рыбалка, а сам сплав. Бросали спиннинги в пути прямо с лодки, пытались троллинговать, а вечерами было уже не до рыбалки: приятно утомленные готовили ужин, отдыхали около костра, делали отметки на карте, сон, и опять в путь.
  Так что рыбой мы не объелись, но пару раз удалась приготовить хорошую уху, из пойманных на скорую руку щук и окуней. Сорвался один маленький хариус и огромная щука, предположительно на 10 кг., покусившаяся на блесну свисающего с лодки спиннинга. Сорвалась, пока подплывали к берегу, вываживая ее, ибо в небольшую резиновую лодку затащить из воды такую махину было невозможно. А также, думаю, не надо было «счастливчику» во время вываживания заблаговременно громко вспоминать про безмен и кричать, что это рыбацкая удача. Щука ушла, но наверно это к лучшему: если бы поймав, решили отпустить ее  – неизвестно, насколько она оказалась бы ранена, съесть ее - мы бы не осилили, а солить – не было смысла, - на одной из остановок мы видели выброшенных в воду крупных выпотрошенных сорог и окуней, видимо люди их засолили, но на жаре рыба все же испортилась. На одном из перекатов поймали приличного по размеру ленка, сразу же засолили и съели.

  Последние два дня шли «паровозиком», прицепившись друг за другом, так было веселее. Опять пели песни, загадывали головоломки, загадки. И продолжали любоваться природой, восхищаться ее удивительными  местами. Еще издали привлекла внимание гигантская  одинокая «раковина» на берегу (или «слоеное пирожное», - кому как ассоциировалось), и, конечно,  заманила нас запечатлеться на ее фоне.

Не могли не остановиться хотя бы на минуту у берега, который как бы сам приглашал сойти к нему по каменному пирсу-причалу, выходящему из воды широкими ровными ступенями, будто вытесанными и отшлифованными руками человека. Сошли, потоптались на нем, т.к. пройти-то дальше было совсем некуда, - впереди скала вдоль узкого берега. Но сам причал – как одно из неповторимых творений реки Синей. Наверно, нам еще очень повезло с уровнем воды в реке, будь вода выше – этих чудес можно было и не заметить.



     Не успели посмотреть культовый грот с шэнкенами конца XIX века, где, судя по справочнику, деревянные идолы установлены около входа, а ритуальная площадка обозначена гирляндами из конского волоса. Прошли мимо третьей Синской писаницы.
     
    К последней нашей ночевке на реке плыли до 2 часов ночи. Вкусили экстрима со всей остротой ощущений, преодолевая три ночных переката, приближение которых опознавалось в темноте лишь по нарастающему шуму воды. Глупо было бы дальше рисковать без особой надобности, и мы пристали на ночлег к подходящему берегу.
    К селу Синск мы подошли около 5 часов дня в пятницу - на седьмой день сплава.


С такси оказалось проблематично:  несколько машин и лодок уже увезли группы, следовавшие по реке впереди нас, другие таксисты были на рыбалке, а  с кем договаривались (такси-лодка) – ждал нас позже и еще не вернулся с сенокоса. Вообще мы заранее были готовы к ночлегу в палатках в Синске, но один из участников нашей команды был родом отсюда, и его родственники любезно нас приютили, накормили, дали ночлег, за что им большое спасибо. Синск нам понравился: имеет свою богатую историю, стоит на живописной местности, где река Синяя впадает в Лену, аккуратные дворики, некоторые из них убранством и пышностью зелени напоминали черноморские, приветливые жители. На следующее утро в субботу нашли-таки машину и тронулись в путь домой по каменистому бездорожному берегу Лены.

    Наш тур не был коммерческим. Среди нас не было специалистов по сплаву, команда состояла из совершенно разных по характеру и темпераменту людей, незнакомых ранее друг с другом и организовавшихся посредством Интернета. Но тем интересней и «экстремальней» было оказаться в такой «разношерстной» компании в необычных условиях. Путешествовали дружно, с позитивным настроем, много шутили, за ужином у костра играли в интересные игры на сообразительность, выручали и помогали друг-другу. Были и комичные ситуации, вспоминая о которых, и сейчас невозможно сдержать улыбку. Как, например, на одной из стоянок, наш товарищ, продолжая участвовать в общем разговоре, решил переодеть купальные трусы, старательно спрятавшись за палаткой, но совсем забыл, что большое окно палатки открыто настежь – как включенный телевизор. Вот это был пассаж! Мы аж остолбенели от такой необычной картины с  говорящей головой наверху!... И чуть не померли со смеху! Хорошо, что наш герой не очень смутился. Двое из нас надеялись немного похудеть, усиленно работая во время сплава и гребя веслами не жалея сил, - надо было видеть эти лица (одно из них моё), когда по возвращении, забравшись на весы, обнаружили, что не сбросили ни одного грамма! А топтание на весах не помогло в этом ошибиться! В общем, по результатам нашей экспедиции – все были счастливы!  Все были молодцы и всех хочу поблагодарить за компанию. Отдельное спасибо нашему организатору – Аркадию из Бердигестяха, благодаря ему сбылась мечта увидеть Синюю, а прошли мы наш сплав с самыми минимальными затратами сил и финансовых средств. Договорились встретиться группой вновь.
     Вернусь ли я когда-нибудь в эти волшебные диковинные места, на эту красивейшую, неповторимую и, по сути, добрую реку Синюю? Монетку в воду все же бросила...



Фоторепортаж о путешествии здесь
« Последнее редактирование: 09.07.2012, 22:11:11 от Breeze »
Если хочешь быть счастливым, будь им.

Оффлайн Levis

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
Re: Сплав по р. Синяя. Отчет
« Ответ #1 : 26.11.2010, 15:28:05 »
Хороший рассказ. И фотки. Встречались еще?

Оффлайн Breeze

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 116
Re: Сплав по р. Синяя. Отчет
« Ответ #2 : 09.12.2010, 19:13:01 »
Встречались, и неоднократно. Планируем новый сплав. У нас серьезный командир. Думаю, все получится.  :)
« Последнее редактирование: 10.12.2010, 22:52:33 от onion »
Если хочешь быть счастливым, будь им.

Оффлайн нюргун

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 308
    • Байанай.ру
Re: Сплав по р. Синяя. Отчет
« Ответ #3 : 10.02.2011, 19:06:27 »
Хороший сплав, первой категории сложности. Теперь плавсредства усовершенствуйте, если хотите речки посерьезней.

Оффлайн Breeze

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 116
Re: Сплав по р. Синяя. Отчет
« Ответ #4 : 09.07.2011, 20:09:00 »
Специально для Ducati  :)

Если хочешь быть счастливым, будь им.


Поделиться

Digg  Facebook  Vkontakte  SlashDot  Delicious  Technorati  Twitter  Google  Yahoo
Smf

 


Диск на 16 Гб доступный только для тебя из любой точки мира.БЕСПЛАТНО!