Наверное ни для кого из рыболовов не секрет, что ставшая столь популярной в наши дни спиннинговая ловля хищной рыбы на джиговые приманки, имеет один существенный и пожалуй основной недостаток – неминуемая потеря приманки в глухом зацепе. Рано или поздно с этой проблемой сталкиваются даже признанные виртуозы этого жанра, а про новичков и говорить не приходится. Они либо принимают этот факт, как неизбежность либо вовсе переключаются на более безопасные приманки, работающие в средних или верхних слоях воды. Проблема эта особенно актуальна в черте города, где помимо природных зацепов прибавляются ещё огромные накопления всякого хлама, который по научному называется продуктами человеческой жизнедеятельности. Таким образом мы видим, что проблема зацепов включает в себя два основных аспекта. Первый я бы назвал экономическим, в результате которого одни люди (рыбаки) терпят убытки, а другие (продавцы) обогащаются. Второй и наиболее глобальный – экологический, в результате которого наши водоёмы с каждым днём продолжают наполняться тоннами (!) того самого хлама. Ведь основные составляющие джиговых приманок не просто вредны для окружа -ющей среды, они даже токсичны (свинец)! Мне очень хотелось бы, чтобы наши водоёмы стали чище, а люди добрее. Это и послужило толчком для написания нижеследующего.
О всевозможных “незацепляйках” статей очень много поэтому повторяться не стану, приведу лишь пример наиболее простой и известной (рис. 1).
Скажу только, что ни одна из них, как писал один уважаемый мной человек, не является абсолютной, да и зацепистость самой рыбы уменьшается. По правде говоря, любую из нижеописанных конструкций тоже можно засадить между камней, но для камней существует тирольская полочка, а это уже совсем другая история, а мы вернёмся к нашим джигам.
Итак основной составляющей всех приманок, о которых будет сказано ниже, является своеобразный предохранитель, который выдерживает определённую нагрузку и сраба -тывает только в случае её многократного превышения. По этому принципу, как известно, построены все электрические схемы, имеющие в своём составе защиту от критических перенагрузок. В нашем случае уязвимым местом является крючок, двойник или тройник. Соответственно предохранитель должен стоять между ним и остальной снастью.
А вот в роли этого самого предохранителя будет выступать обычная монофильная леска. И хотя она самая обычная, но всё же должна быть качественной, свежей и с разрывной нагрузкой как минимум в два раза меньшей, чем у основной. Идея сама по себе не нова, но обычно если о ней и упоминают, то как-то вскользь, мне бы хотелось обратить внимание на наиболее важные детали. В качестве основной в последние годы я использую плетёнку, но теоретически можно использовать и обычный монофил. Успех всей этой идеи зависит именно от того, как вы подружите между собой основную леску и предохранитель, последний должен всегда рваться первым. Поэтому никогда не доверяйте тому, что пишет производитель на своих бобинах, каким бы громким ни было его имя, особенно это касается плетённых шнуров. Все испытания должны проводиться заранее, а не на водоёме. Следует иметь в виду, что со временем любая плетёнка теряет часть своей прочности. То что сильнее всего изнашивается начальный её участок также не нужно забывать и вовремя принимать меры.
В качестве первого примера хочу привести небольшое переоснащение всем известных переднеогруженных вертушек. Они довольно уловисты, но как известно эти блёсны весьма зацеписты не только на рыбе, потому век их короток, в некоторых случаях (лично был свидетелем) не более одного заброса. Для нас представляют интерес модели, у которых можно легко снять тройник, например вот эта (рис. 2). Второе, что нам понадобится это чётко работающая при любых условиях пара: плетёнка плюс монофил. Кроме этого понадобится ещё термоусадочная трубка подходящего диаметра или попросту кембрик и немного терпения.
Последовательность переоснащения следующая:
1. Открываем застёжку блесны и снимаем тройник, закрываем застёжку.
2. Одеваем на тройник кембрик (рис. 3).
3. Делаем предохранитель из лески, для этого можно использовать рапаловский узел, который применяется для крепления воблеров, с его помощью получаем соединение в виде колечка, соединяющего тройник с блесной ( рис. 4).